Текст Алексея Еремина
18 января, в канун праздника Богоявления, епископ Выксунский и Павловский Варнава возглавил Царские часы и Божественную литургию святителя Василия Великого в Успенском храме Свято-Успенской Флорищевой пустыни. Его Преосвященству сослужили клирики монастыря в священном сане.
По окончании богослужения правящий архиерей совершил чин Великого освящения воды в Троицком храме обители. В архипастырском слове епископ Варнава сказал:
«Сегодня, в Крещенский сочельник, мы первый раз освящаем воду и поем тропарь «Днесь вод освящается естество…». Очень мудро установлено святыми отцами в Православной Церкви, чтобы мы перед большими праздниками постились.
Сегодняшний пост, сочельник, очень строгий. Название его происходит от слова «сочиво» и связано с традицией в этот день готовить распаренные зерна пшеницы с медом и изюмом. Пищу не вкушают пищу до тех пор, пока не примут после богослужения крещенской воды. Смысл этого поста заключается в том, чтобы подготовить душу и тело к празднику, потому что от души и тела зависит дух человека. Если мы что-то недодаем телу, не исполняем его прихоти, то оно уже не господствует над нами, а служит нам.
Сегодня мы еще вспоминаем святого пророка Иоанна Предтечу, благодаря которому и совершилось Крещение Господа нашего Иисуса Христа в реках Иордана. Иоанн был очень строгим постником, вкушал акриды и дикий мед, никогда не пил вина, а только воду. Он был великим пророком, но в то же время отличался смирением. Когда его спросили, пророк ли он, Иоанн ответил «нет» (Ин 1:21), хотя Господь Иисус Христос говорил о нем, что «он есть Илия, которому должно прийти» (Мф 11:14), а Илия, и еще Моисей, это были самые почитаемые пророки Ветхого Завета. Так что сегодня мы все немного подражаем этим великим святым.
В сочельник особенно чувствуется духовная радость праздника, к которой примешивается и радость душевно-плотская, связанная с окончанием этого строгого одновневного поста, – так уж человек устроен.
Во время Великого водоосвящения, где бы оно ни происходило – на озере, реке, или даже в искуственном водоеме, – «вод освящается естество…». Некоторые люди, не особо воцерковленые, считают, что если они в праздник Крещения погружаются в воду, то им прощаются все грехи, совершенные за год. Есть в народе такая вера. Это неплохо, но нужно твердо знать, что грехи прощаются только в таинстве Покаяния, а святая вода, Великая агиасма, которая освящается в этот день, – действительно святая, и многие люди, которые с верой погружаются в крещенские воды, получают исцеление от своих болезней по вере своей. А нам нужно стараться жить в покаянии и помнить, что это великое таинство дано нам для очищения наших душ».
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.