Текст Надежды Муравьевой. Фото Алексея Козориза
2 сентября в Нижнем Новгороде в Государственном центре современного искусства «Арсенал» (Волго-Вятский филиал Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда провел встречу со студентами нижегородских вузов. Она состоялась в рамках II федерального просветительского марафона Российского общества «Знание», приуроченного ко Дню знаний.
II федеральный просветительский марафон «Новое Знание» проходит с 1 по 3 сентября. Он начался с открытого урока Президента РФ Владимира Путина, который на площадке Всероссийского детского центра «Океан» встретился со школьниками. В рамках марафона шесть городов России представили тематические треки: Москва — «Знание», Санкт-Петербург — «Спорт», Казань — «Цифровой мир и медиа», Нижний Новгород — «История и культура», Владивосток — «Бизнес», Сочи — «Наука и технологии».
За три дня лекции, открытые уроки и дискуссии проведут более 150 известных людей: российские и зарубежные ученые, государственные и общественные деятели, звезды мировой культуры и спорта, представители бизнеса.
Прямые трансляции со всех шести площадок марафона ведутся на сайте https://marathon.znanierussia.ru, а также в группе Российского общества «Знание» в социальной сети «В контакте». Там же будут опубликованы записи всех выступлений, дискуссий и интервью участников. В нижегородском треке марафона принимают участие российский пианист, джазовый импровизатор и певец Олег Аккуратов, художественный руководитель Московского театра Олега Табакова Владимир Машков, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного академического Большого театра России Владимир Урин, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров и другие.
Темой выступления Владимира Легойды стали взаимоотношения учителя и ученика, а также знание и образование в современном мире. Рассуждения председателя Синодального отдела были основаны во многом на личном опыте, поскольку он давно преподает в Московском государственном институте международных отношений (университете) МИД России (МГИМО).
Владимир Легойда начал разговор с темы, которая сейчас особенно популярна в среде молодежи. Он отметил, что Интернет с его широчайшими возможностями доступа к информации играет положительную роль в экономии времени — не приходится сидеть в библиотеках, однако на общем уровне интеллектуального и духовного развития человека он сказывается не всегда благоприятно.
«В Интернете есть много хорошего. Но при этом доступность сбора информации обернулась ее невостребованностью, в своем роде обесцениванием, — сказал профессор МГИМО, — Помню, как я, будучи студентом университета, читал самиздатовскую книгу Юнга «О психологии бессознательного». Найти ее тогда было трудно, и отношение к книге было невероятно бережным, а интерес — огромным. Вторая угроза, которую несет в себе Интернет, заключается в том, что он создает иллюзию знаний. Посмотрев два-три ролика, человек начинает думать, что он разбирается в явлении или проблеме. То есть огромное количество людей вместо глубоких знаний получает абсолютно поверхностные. Третий вызов сети — когнитивное искажение реальности. Даже абсурдные идеи человека могут найти подтверждение во всемирной паутине. Здесь нет абсолютного авторитета, и альтернативные мнения будут попросту отброшены. Не будь Интернета, проверить правильность своего мнения человек может лишь открыв книги, поговорив со знающими людей. Но в ситуации наличия множества Интернет-ресурсов не нужно искать и размышлять, можно выбрать мнение, которое созвучно с твоим».
Образование, по словам Владимира Легойды, может противостоять вызовам Интернет-пространства. Образование тесно связано со знанием, это вхождение в мировую культуру на разных уровнях (школьном, вузовском), формирование личности человека. Несмотря на то, что говорят: «Кто владеет информацией, владеет миром», информация со знанием глубинно не связана, это не мировоззренческая категория.
«Сейчас одна из проблем для высшей школы — наличие профессиональных программ крупных корпораций. Они могут в довольно краткий срок обучить, выдать диплом или сертификат, потом даже принять на работу. Но эти программы не дают образования, а лишь профессиональные навыки. Кто-то скажет: «Можно жить без Пушкина и Данте». Можно. Но поверьте мне, из двух человек с равными профессиональным уровнем более конкурентоспособным окажется тот, кто их читал», — сказал Владимир Легойда.
Он подчеркнул, что определяющими в отношениях учителя и ученика являются доверие и желание донести и получить знания, и привел слова Конфуция о том, что учиться и не размышлять — это занятие пустое, а размышлять и не учиться — занятие опасное. Председатель Синодального отдела пожелал молодым людям учиться и размышлять.
В завершение встречи он ответил на вопросы студентов.
Справка:
Российское общество «Знание» ведет свою историю от советской общественной организации, основанной в 1947 году по инициативе представителей интеллигенции как «Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний» (с 1963 года — Всесоюзное общество «Знание», с 1991 года — Общество «Знание России»). Члены общества занимались популяризацией науки, читали лекции о достижениях советского хозяйства и промышленности. В 2016 году «Знание России» было преобразовано в общероссийскую общественно-государственную просветительскую организацию «Российское общество «Знание». 21 апреля 2021 года в ходе послания Федеральному Собранию Президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости перезапуска Российского общества «Знание» на современной цифровой платформе.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.