Текст Дарьи Петровой. Фото Алексея Козориза
26 апреля, в Великий понедельник Страстной седмицы, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил литургию Преждеосвященных Даров в Крестовоздвиженском женском монастыре Нижнего Новгорода. Богослужение состоялось в храме в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Нагорного округа иерей Иоанн Сорокин, руководитель административного секретариата Нижегородской епархии иерей Александр Тенькаев и другие клирики епархии.
На богослужении вместе с прихожанами молились настоятельница монастыря игумения Филарета (Гажу) и сестры обители.
По окончании литургии игумения Филарета поблагодарила митрополита Георгия за архипастырское попечение и совершенное богослужение, преподнесла заздравную просфору и икону Спасителя.
После этого глава Нижегородской митрополии обратился к собравшимся со святительским словом, напомнив о евангельских событиях, происходивших на страстной Седмице. «Это время, когда сбудется обетование Божие, которое Господь некогда дал первому человеку — Адаму, что в мир придет Мессия, который искупит людские грехи и восстановит общение между человеком и Богом. «Семя жены сотрет главу змия». (Быт 3: 15) В дни страстной Седмицы нам необходимо всем сердцем проникнуться высоким значением событий последних дней земной жизни Христа, перечитывать и осмыслять те наставления, которые Он давал своим ученикам, а через них и всему человечеству. Потрудимся же духовно, чтобы наши души не ожесточились, а помыслами мы стремились не к земному, а к небесному, чтобы наши мысли и поступки соответствовали евангельским заповедям. На нашем пути много искушений, но мы должны учиться кротости и смирению», — сказал митрополит Георгий и пожелал дальнейшего процветания обители.
Справка:
Страстной седмицей или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении.
Из событий евангельских в Великий понедельник вспоминается иссушение бесплодной смоковницы. На следующий день после прибытия в Иерусалим Христос шел в храм проповедовать людям. Захотев утолить голод, он подошел к смоковнице, которая росла у дороги, но не нашел на ней ни одного плода. Тогда он, как бы обращаясь к дереву, объявил, что не будет на нем больше ни одного плода, и смоковница засохла. Удивились ученики Христовы и спросили, почему так произошло? «Истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделайте то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф 21:21-22). Образ иссохшего растения символизирует человеческую душу без веры, без покаяния. За полгода до этих событий во время проповеди Спаситель рассказал народу притчу о виноградаре, просившем своего хозяина сохранить смоковницу, не дававшую плодов три предыдущих года, еще на один. Подобно этому Христос четыре года проповедовал, долготерпеливо ожидая, пока взойдут семена истинной веры среди иудеев. Смоковница изображает сонмище иудейское, у которого Иисус Христос не нашел истинного плода, а только лицемерную сень Закона, которую обличил и проклял.
Кроме того, в Великий понедельник вспоминается притча о злых виноградарях, которые не пожелали отдать хозяину плоды и избили посланных им слуг. «Итак, когда придет хозяин виноградника, что он сделает с этими виноградарями?» (Мф 21:40). Этот вопрос Спаситель задает первосвященникам и старейшинам народа, которые, отвергая истинное учение, обрекли Его на страдания и смерть. Говорят Ему: «злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (Мф 21:40-41). Таким образом, Он обличил «злых виноградарей» — своих гонителей.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.