Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил Божественную литургию в Дивеевском монастыре

Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил Божественную литургию в Дивеевском монастыре

Фото 13:19, 1 августа 2016

Текст Татьяны Фалиной

1 августа, в день 25-летия второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского, в Свято–Троицком Серафимо–Дивеевском монастыре состоялась Божественная литургия, которую возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Святейшему Владыке сослужили митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, митрополит Валентин (Мищук), митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава, Самарский и Сызранский Сергий, Нижегородский и Арзамасский Георгий, Оренбургский и Саракташский Вениамин, Саратовский и Вольский Лонгин, Саранский и Мордовский Зиновий,  Пензенский и Нижнеломовский Серафим, Смоленский и Рославльский Исидор, Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, архиепископы Витебский и Оршанский Димитрий, Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, епископ Цалкский Григорий (Грузинская Православная Церковь), викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Солнечногорский Сергий, епископ Нарвский и Причудский Лазарь, викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия, епископы Рыбинский и Даниловский Вениамин, Нижнетагильский и Серовский Иннокентий, Касимовский и Сасовский Дионисий, Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий,  Канашский и Янтиковский Стефан, Бузулукский и Сорочинский Алексий, Городецкий и Ветлужский Августин, Муромский и Вязниковский Нил, Котласский и Вельский Василий, Мелекесский и Чердаклинский Диодор, Лысковский и Лукояновский Силуан, Каменский и Алапаевский Мефодий,  Переславский и Угличский Федор, Ардатовский и Атяшевский Вениамин, архимандрит Евгений (Кульберг), нареченный во епископа Среднеуральского, викария Екатеринбургской епархии, а также секретарь Нижегородского епархиального управления протоиерей Сергий Матвеев, настоятель нижегородского соборного храма в честь Святой Живоначальной Троицы протоиерей Сергий Шалатонов, духовенство Нижегородской митрополии.

За литургией молились председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова), настоятельницы ряда женских монастырей Русской Православной Церкви, сестры Дивеевской обители, православная молодежь, многочисленные паломники.

На богослужении присутствовали: генеральный директор государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Сергей Кириенко, председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, председатель комитета Государственной Думы по образованию Вячеслав Никонов, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, председатель Законодательного собрания Нижегородской области Евгений Лебедев, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, начальник 12 Главного управления Министерства обороны РФ генерал-лейтенант Юрий Сыч, директор Российского федерального ядерного центра (РФЯЦ-ВНИИЭФ) Валентин Костюков, научный руководитель РФЯЦ-ВНИИЭФ, академик РАН Радий Илькаев.

Богослужебные песнопения исполнил хор Серафимо-Дивеевского монастыря, регент — монахиня Елена (Царахова).

Божественная литургия транслировалось в прямом эфире региональной телекомпании ННТВ, православных телеканалов «Союз» и «Спас» и на сайтах Московского Патриархата и Нижегородской митрополии. Для удобства многочисленных участников праздника на соборной площади был установлен экран, на котором шла трансляция богослужения.

На торжества в Дивеево прибыли десять тысяч паломников. На богослужении на площади перед Преображенским собором молились семь тысяч человек.

В ходе литургии состоялась хиротония архимандрита Евгения (Кульберга) во епископа Среднеуральского, викария Екатеринбургской епархии.

С благодарственным словом к Предстоятелю Русской Православной Церкви и всем молящимся обратился глава Нижегородской митрополии. На молитвенную память о посещении Нижегородской епархии митрополит Георгий вручил Святейшему Патриарху икону преподобного Серафима Саровского.

Настоятельница монастыря игумения Сергия (Конкова), поблагодарив Святейшего Владыку за молитвы в святой обители в день памяти преподобного Серафима Саровского, преподнесла ему икону Собора Дивеевских святых с частицами мощей.

В ответ Святейший Патриарх Кирилл поздравил всех с «великим днем для Русской Православной Церкви и всего православия». Он поблагодарил митрополита Георгия за управление епархией и попечение о самом большом в России женском монастыре. Управляющему Нижегородской епархией Предстоятель Русской Православной Церкви вручил панагию с изображением Благовещения Божией Матери, а игумении Сергии для Дивеевской обители — икону Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Игумения Сергия в связи с 70-летием награждена Патриаршим наперсным крестом.

Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка митрополит Георгий! Матушка Сергия! Дорогие отцы, матушки игумении, братья и сестры!

Я всех вас сердечно поздравляю с замечательным юбилеем — с 25-летием принесения мощей преподобного Серафима в сию святую обитель, со вторым их обретением народом нашим и Церковью нашей. Сегодня уже много раз в связи с празднованием памяти преподобного Серафима употреблялось слово «чудо». Мы именуем его чудотворцем, потому что он действительно совершал много чудес при жизни, но и в последние 25 лет нам были явлены реальные чудеса, проистекающие по молитвам преподобного Серафима.

Само обретение его мощей и даже сам факт их существования — чудо. Было время, когда многие святыни просто уничтожались, когда они выставлялись напоказ, чтобы убедить людей недостаточно просвещенных в том, что останки эти вовсе не мощи, что это некий обман, а раз обман, значит, всё нужно уничтожить. Как много святынь было тогда уничтожено! А мощи преподобного Серафима исчезли, — даже когда настали благоприятные времена, потребовалось много усилий для того, чтобы их обрести. Нашли их практически случайно — в ленинградском Музее истории религии и атеизма, который размещался в здании нынешнего кафедрального Казанского собора.

А затем началось особое шествие по всей Руси, в котором Господь сподобил участвовать и меня. Шествие поразительное по силе духовного воздействия на наш народ. Люди, еще вчера никак не связывавшие себя ни с верой, ни с Православной Церковью, вначале как бы из любопытства становились вдоль дорог и вдруг присоединялись к крестному ходу, объятые общим духовным энтузиазмом. Покидая крестный ход, они сердцем оставались с преподобным Серафимом, и это шествие по Руси с дивными мощами угодника Божия произвело чудо обращения к вере православной заблудших ее детей.

Мощи встречало пение пасхального тропаря «Христос воскресе!» — во исполнение пророчества святого преподобного Серафима, что летом будут петь Пасху. Без слез невозможно было слышать летом этот великий пасхальный гимн, утверждающий силу Христова Воскресения. При виде мощей, спокойно проплывавших над тысячами людей, в сознании невольно возникал образ воскрешаемой Руси.

Мощи были принесены сюда, и правильно сказала матушка Сергия: все то, что здесь произошло, нельзя назвать иначе как чудом. Со многими трудностями сталкивались те, кто обустраивал обитель, но эти трудности в какой-то момент отступали, так что все больше и больше людей считали долгом своим содействовать строительству и благоукрашению Дивеевской обители.

Сегодняшний день — тоже чудо. В начале 90-х годов, когда вера только начинала возрождаться, нам говорили: «Люди принимают православие просто как альтернативу атеизму, который утверждался силой власти, потерявшей в народе всякий авторитет. Но они станут жить лучше, богаче, у них откроются возможности получения образования, они начнут ездить за границу, увидят жизнь в просвещенных странах, — и все это временное возрождение веры пройдет, но уже окончательно». Через 25 лет мы можем свидетельствовать, и доказательством тому — сотни молодых людей, которые сегодня молятся вместе с нами: народ наш не потерял веры, но, несмотря на соблазны, искушения, пропаганду греха и распутства, устремляется ко Христу Воскресшему. Мы верим, что это обращение русского народа к Богу имеет огромное значение не только для России, но для всего мира, и знаем, что в этом чуде обращения есть частица великого молитвенного подвига преподобного Серафима Саровского, с обретением мощей которого и началось великое возрождение православной веры.

В тропаре преподобному мы находим дивные слова «умилением сердца любовь Христову стяжав». Святой Серафим искрился этой Божественной любовью. Он всех встречал с радостью, его лицо было светлым, при жизни его считали святым. Он действительно стяжал любовь Христову и отображал эту Божественную любовь в своей личности через общение с другими людьми. Но слова тропаря связывают умиление сердца со способностью обретать любовь Христову. А что же такое умиление? Это не состояние, связанное с повышенной эмоциональностью; более того, это не состояние нервной системы, а состояние духа. Умиление — это отсутствие всякой злобы, это милость, недаром у слов «умиление» и «милость» один и тот же корень. Это милость к окружающему миру, к людям, к природе, к диким животным, какую являл преподобный Серафим. Умиление было главным измерением его жизни, и в ответ на умиление сердца Господь и даровал ему Свою любовь, Свою благодать и Свою силу.

И когда сегодня массовая культура, литературные произведения, кинематограф учат нас, что для того, чтобы быть успешным, надо быть сильным, надо уметь бороться, надо уметь нанести противнику физический удар или уничтожить его своим умом, — ведь массовая культура XXI века формирует жестокость человеческого сердца, — мы обращаемся к преподобному Серафиму и просим его дать нам умиление сердечное, беззлобие, милость, радость, доброту к окружающему нас миру. И мы верим, что умиление сердечное сильнее физической силы и даже сильнее силы разума.

Вот такой дивный пример святости явил нам преподобный Серафим, продолжающий совершать чудеса в нашем благочестивом народе. Ему слава и добрая память наша и поклонение как великому угоднику и чудотворцу земли нашей. Аминь».

Верующим были розданы иконки преподобного Серафима Саровского с Патриаршим благословением.

Справка:

С 1918-го до конца 1920-х годов в нашей стране проводилась кощунственная всероссийская кампания по вскрытию мощей, которая являлась частью масштабного плана советской власти по ослаблению и дискредитации Русской Православной Церкви.

Судьба многих святых мощей, изъятых из храмов в советскую эпоху, до сих пор не известна. Некоторые из них перевезли в Центральный антирелигиозный музей, открывшийся в 1929 году, а затем передали в Музей истории религии и атеизма, располагавшийся в Казанском соборе Ленинграда. Такая судьба постигла и мощи преподобного Серафима Саровского.

Еще в 1946 и 1948 годах верующие пытались возвратить святыню, но безуспешно: на многие годы ее след был потерян. После празднования тысячелетия Крещения Руси и начала возрождения православия в стране из многих епархий Русской Православной Церкви были поданы ходатайства в Совет по делам религий при Совете министров СССР о возвращении из тьмы музейных запасников святых мощей угодников Божиих. Но в этот период мощи преподобного Серафима найдены не были.

Обретены они были во время отбора утвари для передачи ее Церкви, когда внимание сотрудников привлек прямоугольный ящик, обшитый тканью, напоминавший предмет мебели. Видимо, поэтому он не вызывал интереса. Но поскольку в данном случае проверка проводилась особенно тщательная, обшивка была вскрыта и под ней обнаружились мощи. На них были белые атласные рукавички, а поверх золотом на одной вышито: «Преподобный отче Серафиме», на другой — «моли Бога о нас». Находку сразу перенесли в отдельное хранилище, под замок.

Подлинность мощей предстояло установить комиссии, опираясь на акты о закрытии и изъятии от 1921 года. 25 декабря 1990 года комиссия во главе с епископом Тамбовским и Мичуринским Евгением (Жданом) выехала в Ленинград.

Неопровержимыми доказательствами принадлежности честных мощей великому Серафиму Саровскому, чудотворцу, явились, во-первых, черный куколь с отверстием в лобной части, в котором находится череп, частицы кожи и волосы седовато-рыжеватого цвета, что полностью соответствует описаниям акта освидетельствования мощей 1903 года; во-вторых, подушечка зеленого цвета, на которой покоилась честная глава преподобного, а также медный иерейский крест с цепочкой. В области груди крестообразно сложены руки в белых варежках, что также соответствует акту 1921 года.

Дата официальной передачи Русской Православной Церкви святых мощей была определена на 11 января 1991 года. Накануне, 8 января, в Богоявленском Елоховском соборе столицы Святейший Патриарх в сослужении сонма архипастырей и духовенства совершил Великую Рождественскую вечерню, после которой, обращаясь к молящимся, всенародно объявил о находке.

Церемония передачи мощей преподобного Серафима началась в Казанском соборе, где располагался Музей религии и атеизма. Подписав акт передачи, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил первый молебен у вновь обретенных мощей, а затем рака была доставлена на площадь перед Александро-Невской лаврой, где ее встречали духовенство и многочисленные миряне.

До середины февраля мощи оставались в Троицком соборе лавры для поклонения верующих Северной столицы, а потом были торжественно перенесены в Москву, где пробыли в Богоявленском Патриаршем соборе до середины июля.

Было решено, что мощам преподобного Серафима надлежит вернуться на Нижегородскую землю, и закипела работа по подготовке к этому историческому событию. Параллельно началась подготовка к грандиозному крестному ходу.

18 июля 1991 года состоялось заседание Священного Синода, на котором было постановлено: «Благословить открытие Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря в селе Дивеево Нижегородской епархии».

23 июля мощи были изнесены из Богоявленского собора, и крестный ход с ними направился в город Ногинск, а затем через Орехово-Зуево, Владимир и Богоявление – в Нижний Новгород. Процессию на протяжении всего пути сопровождало множество верующих во главе со Святейшим Патриархом Алексием II.

26 июля крестный ход прибыл в Нижний Новгород, а к вечеру 28 июля — в город Арзамас. Вечером 30 июля автомобиль со святыми мощами преподобного Серафима Саровского въехал в Дивеево, где его встречало множество верующих.

Так сбылось предсказание преподобного Серафима, оставленное дивеевским сестрам: «О! Вот, матушки вы мои, какая будет радость! Среди лета запоют Пасху! А народу-то, народу-то со всех сторон!..»

 

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.