Текст Марины Дружковой. Фото Виолетты Калашниковой
В Благовещенском соборе Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря продолжается украшение стен и сводов мозаичными композициями. В настоящее время почти завершен монтаж мозаики в южной галерее храма: сюжета Похвалы Пресвятой Богородицы в одноименном приделе, а также композиций «Жертвоприношение Ноя» и «Жертвоприношение праотца Авраама». Эти темы изображаются чаще в алтарях как прообраз новозаветной жертвы Христа.
На хорах, то есть на верхней открытой галерее храма, начат монтаж сюжета, изображающего прославление преподобного Серафима Саровского и образа Царственных страстотерпцев.
На следующем ярусе хоров специалисты завершили работу над композициями «Иона во чреве кита» и «Видение пророка Иезекииля», связанными с темой Воскресения Христа. В притворе на своде и стенах завершен монтаж и добор большой композиции Страшного суда.
Как рассказал руководитель мозаичных работ в Благовещенском соборе, преподаватель иконописной школы при Московской духовной академии Анатолий Алешин, работы уже вышли на финишную прямую.
Специалисты уже начали снимать леса в куполе, совсем скоро можно будет созерцать шести и семиметровые фигуры, которыми украшены купольные своды. В ближайшее время в центральной части храма леса будут сняты до пола. Работы по оформлению мозаикой стен будут продолжаться только на отдельных участках, на хорах и в нижней части храма.
Благоукрашение храма планируется завершить в течение 2021 года. Напомним, что работы по созданию мозаичных композиций ведутся не на отдельных участках, а по всему внутреннему пространству церкви, что позволяет мастерам экономить время. Библейские сюжеты, а также композиции, посвященные истории Дивеевской обители, дополняет орнаментальное украшение, которое специалисты выполняют по всему храму.
Источником вдохновения мозаичного убранства Благовещенского собора стали античные, византийские образцы XIV века, а также церковное живописное искусство Руси второй половины XIV и первой половины XV века — времени преподобного Андрея Рублева.
Справка:
Собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре начал строиться в 2012 году.
Сохранилось предание, что преподобный Серафим говорил сестрам о соборе в Канавке, который будет стоять на одной оси с Троицким храмом и колокольней.
Попытки осуществить этот замысел были предприняты в начале ХХ века при игумении Александре (Траковской). Однако указанное батюшкой Серафимом место было уже занято, здесь была построена Тихвинская церковь. Священномученик Серафим (Чичагов) настаивал на том, чтобы новый собор строился на заповеданном преподобным Серафимом месте, и блаженная Параскева (Паша Саровская) тоже не благословляла закладывать храм вне Канавки.
После закрытия Дивеевского монастыря в 1927 году в Тихвинской церкви была устроена паровая мельница, которая сгорела через год. В 1962 году на ее фундаменте была построена кирпичная столовая школы-интерната. В марте 2011 года интернат был переведен в поселок Сатис, и вся территория, обнесенная Канавкой, перешла к монастырю. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла приступили к подготовке места для строительства собора и утвердили архитектурный проект. К июню 2011 года были разобраны здания на месте будущего строительства и освобождено место для собора.
Когда строительную площадку подготовили, стало ясно, что храм должен иметь пропорции, определенные Самой Богородицей строителям Успенского собора в Киево-Печерской лавре в меру Ее Пояса. Словно бы в подтверждение этого, как некогда киевским зодчим, Матерь Божия прислала в Дивеево Свой Пояс. 6 ноября 2011 года с Афона в Дивеевскую обитель был принесен ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы. Многотысячным крестным ходом ковчег со святыней был пронесен по Святой Канавке, которую, как говорил батюшка Серафим, «Сама Царица Небесная Своим Пояском измерила». Место, где намечено было возвести Благовещенский собор, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий крестообразно осенил ковчегом с Поясом.
За архитектурную основу нового собора взят храм московского Заиконоспасского монастыря — это стиль, близкий к русскому барокко, характерный для начала XVIII века, в котором выстроен первый дивеевский собор — Казанский. Пропорции Благовещенского собора определены Поясом Пресвятой Богородицы, длина которого 1,2 метра, и составляют 20 Поясов в ширину (24 метра), 30 в длину (36 метров), 50 в высоту (60 метров).
26 апреля 2012 года было положено начало строительству Благовещенского собора. В этот день 2-й седмицы по Пасхе, когда вспоминается дивеевская преподобномученица Марфа (Тестова), глава Нижегородской митрополии с сонмом духовенства совершил молебен на начало благого дела и крестный ход по Святой Канавке с окроплением строительной площадки святой водой. В присутствии правящего архиерея и настоятельницы Серафимо-Дивеевского монастыря игумении Сергии (Конковой) были начаты работы по подготовке котлована под фундамент храма.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.