Текст Надежды Муравьевой
В начале января 2023 года увидела свет новая книга игумена Вознесенского Печерского монастыря архимандрита Тихона (Затёкина) «Исповедник веры Христовой иерей Василий Гундяев».
Книга повествует о жизненном пути деда Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — иерея Василия Степановича Гундяева. Родившись в семье отставного солдата, он своим упорным трудом овладел профессией машиниста и водил поезда по Московско-Казанской железной дороге. После 1917 года Василий Степанович активно включился в борьбу против обновленчества в городе Лукоянове, в котором возглавлял Братство святой Софии. Он неоднократно общался с Патриархом Тихоном (Белавиным) и Патриархом Сергием (Страгородским). С 1923 года начался его крестный путь за Правду Божию. Василий Гундяев прошел через несколько тюрем и лагерей. В 1953 году сбылась мечта Василия Степановича — он принял священный сан и служил в Уфимской епархии. Будучи с детства глубоко верующим человеком, он воспитал в вере всех своих детей. Его сын Михаил, как и отец, пройдет через страшные застенки ГУЛАГа и впоследствии тоже примет священный сан.
Вступительное слово к книге написал сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В частности, он отметил: «В XX веке наша Церковь была подвергнута тягчайшим испытаниям. То были сложности и во внутреннем устроении, и неслыханные гонения на ее верных чад. Однако, как сказал в 1920 году при наречении во епископа священномученик Иларион (Троицкий), «Церковь Божия стоит непоколебимо, лишь украшенная, яко багряницею и виссоном, кровью новых мучеников. Что мы знали из церковной истории, о чем читали у древних, то ныне видим своими глазами: Церковь побеждает, когда ей вредят». Еще предстояли многие десятилетия гонений, но наши новомученики и исповедники подвигом стояния за веру засвидетельствовали непреложность обетования Спасителя: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16:18). В этих преследованиях и страданиях за имя Христово тысячи чад церковных явили пример крепкой веры и духовной стойкости, терпения и мужества, приняли мученическую смерть и неувядающие венцы славы (1 Пет 5:4). И в этом смысле прошлое нашей Церкви является священным и заслуживает благоговейного и трепетного отношения… Опираясь на исторические документы и архивные данные, эта книга рассказывает историю жизни истинного сына Церкви Христовой, а через это — о трагической эпохе в жизни нашего Отечества, помнить о которой необходимо, чтобы не допустить подобного в будущем».
Издание богато иллюстрировано архивными фотографиями и документами. Работа над ним велась параллельно с созданием в городе Лукоянове дома-музея священника Василия Гундяева, который посетил Святейший Патриарх Кирилл в октябре 2022 года.
Создание дома-музея в Лукоянове началось по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия с 2021 года. Он располагается в доме, где жила семья Гундяевых. В начале XX века сотрудники лукояновской железнодорожной станции, где работал дед Патриарха Кирилла, размещались в домах барачного типа. До начала восстановительных работ дом находился в аварийном состоянии. При использовании, в том числе, современных материалов, строители постарались сохранить старинный облик дома.
В марте 2022 года началось воссоздание интерьера жилых комнат. В первых двух комнатах дома-музея представлена обстановка прошлых лет. Второй зал посвящен семье Гундяевых — священникам Василию Степановичу и его сыну Михаилу, третий зал — Святейшему Патриарху Кириллу. В открытой библиотеке представлены труды Предстоятеля Русской Церкви, духовная литература, книги для детей.
Старинную дореволюционную мебель собирали совместно с краеведами у местных жителей города Лукоянова. В зале, где воссоздан интерьер жилой комнаты семейства Гундяевых, располагается шкаф для посуды, комод, люстра начала 1920-х годов, а также сервиз посуды, изготовленный знаменитой на всю Россию фабрикой Матвея Кузнецова. В зале, где располагается экспозиция, посвященная иерею Василию Гундяеву, в двух витринах выложены экспонаты, посвященные истории храмов Лукоянова. Неоценимую помощь в подготовке выставки оказали местные краеведы.
Сформированы витрины экспозиции «Пребывание Василия Степановича Гундяева на Соловках». Стены музея дополнили картины «Секирная горка на Соловках», «Василий Гундяев с сыном Михаилом у протоиерея Иоанна Кронштадского», «Василий Гундяев передает продукты Святейшему Патриарху Тихону», «Иерей Василий Гундяев со своим сыном протоиереем Михаилом Гундяевым» и «Вид города Лукоянова начала ХХ века», написанные в епархиальной мастерской «Ковчег».
В издательском отделе Вознесенского Печерского монастыря сверстаны баннеры с изображениями жизненного пути иерея Василия Гундяева. В экспозицию добавлены несколько витрин с экспонатами, посвященными теме «Изъятие церковных ценностей и голод 1922 года». В Нижегородском епархиальном ателье специально для музея была пошита форма машиниста начала ХХ века. Для этого в антикварных магазинах была приобретена амуниция — пуговицы, кокарда и прочие знаки машиниста конца XIX — начала XX веков. Были созданы также витрины, посвященные истории Свято-Тихоновского Лукояновского женского монастыря и Покровскому собору города Лукоянова и его строительству.
Справка:
В начале XX столетия дед Святейшего Патриарха Кирилла — Василий Степанович Гундяев (1878-1969) работал в городе Лукоянове механиком-машинистом на Московско-Казанской железной дороге. Родился он в селе Оброчное, которое в дореволюционный период входило в состав Лукояновского уезда. Его отец Степан Трофимович Гундяев, родом из Астрахани, в 1870-х годах переехал в Нижегородскую губернию.
В семье Василия Степановича и Прасковьи Ивановны Гундяевых воспитывалось семеро детей: четыре дочери, два сына и приемная девочка-сирота. В их доме была большая библиотека святоотеческой, богословской, философской и классической литературы. Василий Степанович был человеком глубоко верующим, постоянно делал пожертвования в самые различные церкви и монастыри, в том числе и на Святую Гору Афон.
В 1920-е годы Василий Степанович организовал рабочих-железнодорожников в самостоятельный приход при Лукояновском Свято-Тихоновском женском монастыре. Он выступил инициатором создания «Союза приходов Лукояновского уезда» и входил в состав членов местного епископского совета.
Василий Степанович Гундяев и его брат Григорий Степанович были активными участниками борьбы Церкви с обновленческим расколом. В 1922 году за выступления в защиту прав верующих все активные пастыри и миряне города Лукоянова во главе с Преосвященным епископом Лукояновским Поликарпом (Тихонравовым) были арестованы по обвинению в антисоветской агитации, противодействии изъятию церковных ценностей и религиозном фанатизме. В числе первых узников в Соловецкий лагерь особого назначения на пять лет был сослан Василий Степанович Гундяев. Вернувшись из ссылки, он стал заниматься спасением и сохранением православных святынь Лукоянова. Чтобы не допустить закрытия женского монастыря и уничтожения его храмов, Василий Степанович неоднократно ездил в Москву с обращениями во ВЦИК. В 1931 году он вновь был арестован и впоследствии прошел несколько тюрем и ссылок.
В середине 1950-х годов после освобождения из лагеря Василий Степанович Гундяев принял сан священника и более десяти лет прослужил на приходе в селе Уса-Степановка в Башкирии. Под конец своей жизни он возвратился к себе на родину в село Оброчное в Мордовии, где и был похоронен на местном кладбище.
Отец Святейшего Патриарха Кирилла Михаил Васильевич Гундяев (1907-1974) родился в Лукоянове. Учился в местной железнодорожной школе имени Георга Стефенсона. С раннего детства он мечтал стать священником. После окончания школы Михаил Гундяев остался жить в родном городе, чтобы проходить послушания у викарного епископа Сергия (Мельникова), который служил на Лукояновской кафедре с 1923 по 1925 годы. Он исполнял при владыке обязанности иподиакона и секретаря.
Впоследствии, имея твердую веру и убеждения, в 1926 году он отправился в Ленинград для поступления на Высшие богословские курсы, но закончить их не сумел по причине закрытия. Затем его призвали в ряды Красной Армии. По возвращении в Ленинград он стал работать и учиться в Механическом техникуме. В 1934 году за свои религиозные убеждения он был арестован и сослан на Колыму.
В предвоенные годы Михаил Васильевич Гундяев трудился на ленинградских предприятиях, пройдя путь от токаря до техника-технолога, конструктора и начальника цеха. Во время Великой Отечественной войны он пережил блокаду Ленинграда, а затем был эвакуирован вместе с заводом, на котором работал, в город Горький, и до конца войны служил военным представителем на Сормовском заводе, выпускавшем танки. Вернувшись в Ленинград, в 1947 году он стал священником и служил в храме на Смоленском кладбище.
Невзирая на безбожную власть, вопреки жесткому противодействию богоборческих сил и обстоятельств в России XX века по многовековой традиции продолжали складываться династии священнослужителей. Одной из них стала семья иерея Василия Степановича Гундяева.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.