Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > Архиерейские служения > Митрополит Георгий совершил литургию Преждеосвященных Даров в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре

Митрополит Георгий совершил литургию Преждеосвященных Даров в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре

13:15, 31 марта 2023

Текст Дарьи Петровой. Фото Александра Чурбанова

31 марта, в седмицу пятую Великого поста, в Троицком соборе Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий возглавил литургию Преждеосвященных Даров.

Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Дивеевского округа, старший священник Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря иерей Владимир Каргин, руководитель административного секретариата Нижегородской епархии иерей Александр Тенькаев и другие клирики Нижегородской епархии.

За литургией молились настоятельница Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова) с сестрами обители.

На богослужении присутствовали полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Игорь Комаров, председатель комитета Совета Федерации ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.

По завершении богослужения игумения Сергия поблагодарила митрополита Георгия за архипастырское попечение.

После этого нижегородский архипастырь обратился к собравшимся со святительским словом: «Более половины Великого поста уже пройдено. Для всех православных христиан это время особого духовного делания, когда мы со всей трезвостью и строгостью должны относиться как к собственным делам, так и к своим помыслам. Это время, когда мы обращаемся к себе, учимся бороться со своими страстями, совершая духовные труды в посте, молитве и покаянии. На пути стяжания христианских добродетелей мы, прежде всего, не должны забывать о следующем: мы часто впадаем в грех осуждения других, забывая о том, что прежде всего мы должны заботиться об искуплении собственных грехов и исправлении собственных недостатков. Мы отправляемся в паломничество, припадаем к мощам великих святых, но при этом не всегда прилагаем усилия, чтобы хоть немного измениться к лучшему. Например, проявляя раздражение по отношению к окружающим, хотя должны были отнестись к ним со смирением и любовью. Время Великого поста – период, когда мы должны задуматься, живем ли мы по заповедям Божиим и даем ли место в нашей жизни Промыслу Божию. И не даром мы снова и снова обращаемся к словам покаянной молитвы преподобного Ефрема Сирина, прося Господа о ниспослании духа целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. Будем же трезвиться духовно, учиться кротости и смирению, прося у Господа сил духовных и телесных».

После литургии ее участники прошли крестным ходом по Канавке Пресвятой Богородицы.

Справка:

Литургия Преждеосвященных Даров служится в будни Великого поста, когда не совершается полная литургия.

Дни Святой Четыредесятницы предназначены для воздержания и покаяния, потому совершение в это время полной литургии, торжественной и радостной, несовместимо со строгостью поста. Однако Божественные Тело и Кровь Христовы составляют насущный хлеб для души христианина, и Церковь, по милосердию к нашей немощной природе, нуждающейся в благодатном укреплении во всякое время, разрешает верующим причащение в дни Святой Четыредесятницы, установив особенное, пронизанное великопостным настроением богослужение.

Литургия Преждеосвященных Даров отличается от традиционной литургии тем, что Бескровная Жертва Богу на ней не приносится. Она принесена ранее, Дары освящены, и Ими можно причаститься. Поэтому вся служба — это приготовление к причастию заранее заготовленными Дарами.

Литургию Преждеосвященных Даров, ее чин и происхождение, необходимость в ней невозможно понять без любви к таинствам и практики частого причащения. «Если бы в Древней Церкви была традиция причащаться пять-шесть раз в год, — пишет протоиерей Андрей Ткачев, — то литургия Преждеосвященных Даров никогда не возникла бы. Не возникла бы сама нужда в ней. А нужда эта называется: не могу без Христа и причастия».

Особенная, «неполная» литургия совершается в соединении с часами и великопостной вечерней. Так же, как и обычная литургия, она начинается возгласом, прославляющим Cвятую Троицу, а далее, как на вечерне, читается 103‑й псалом, в котором воспевается сотворение мира Богом.

Во время этого богослужения много пения и чтения отрывков из псалмов и библейских книг Ветхого Завета — прокимнов и паримий. Вспоминается грехопадение прародителей и их изгнание из рая и дальнейшее удаление человечества от Бога. Для большего возбуждения покаянного чувства поется традиционный для вечерни стих 140‑го псалма «Да исправится молитва моя».

Во время этого богослужения можно услышать частые молитвы об оглашенных и о «еже ко святому просвещению готовящихся». Это след древней эпохи, когда люди долго готовились к крещению и проходили оглашение, то есть наставление в вере и принимали Крещение накануне Пасхи.

Вместо обычной Херувимской песни хор поет гимн «Ныне силы Небесные», когда Преждеосвященные Дары переносятся, и верующие снова становятся на колени, а потом еще раз делают три земных поклона, мысленно повторяя за священником молитву святого Ефрема Сирина.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.