Текст Татьяны Новиковой. Фото Александра Чурбанова
29 сентября в Москве на Патриаршем подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Георгию передана Иверская икона Божией Матери, написанная в Пантелеимоновом монастыре на Афоне в XIX веке.
Святыня подарена для главного храма Воскресенского благочиния Нижегородской епархии – собора в честь Воскресения Христова. Образ представляет собой тип иконографии Божией Матери «Одигитрия»: Богородица держит на левой руке Богомладенца, а правой — прямо указывает на Него, как на Путь, Истину и Жизнь (Ин 14:16).
Справка:
Иверская икона Божией Матери – один из самых почитаемых православными христианами образов. На ней Пресвятая Богородица изображается с кровоточащей раной на лике. Церковное предание рассказывает, что во время иконоборческих гонений в Византии при императоре Феофиле в 726 году в эту икону ударил копьем один из воинов-иконоборцев, и из правой ланиты Богородицы потекла кровь. Эта рана так и осталась на Ее лике.
Икона Пречистой Матери с Младенцем на руках вышла Победительницей из этого поединка и отправилась на Афон, чтобы стать главной Заступницей всех христиан.
По преданию, автор Иверской иконы — святой апостол Лука. Еще при земной жизни Дева Мария благословила апостола изобразить Ее и, увидев готовую работу, пообещала, что благодать и сила Господня всегда будут с этим образом.
От рук иконоборцев святыня пострадала спустя 800 лет, когда солдаты ворвались в дом хранящей ее благочестивой вдовы. Женщина предложила злодеям выкуп, если они пообещают до утра не уничтожать икону, а сама тайно отнесла ее к морю и, плача, пустила по воде. Чудесная икона не упала на волны, а стала прямо и поплыла на запад.
Вернувшись домой, вдова той же ночью отправила в Грецию свое последнее сокровище — единственного сына, чтобы он смог избежать смерти за хранение иконы. А саму отважную женщину, скорее всего, постигла участь многих тогдашних христиан-мучеников. Сын же ее благополучно добрался до Святой горы Афон и принял иночество.
Прошло два столетия, но афонские монахи помнили историю о необыкновенной женщине и пронзенной копьем иконе. А потому, когда однажды, прогуливаясь по берегу близ Иверского монастыря, они увидели огненный столп, поднимавшийся из моря от рассеченного лика Богородицы, сразу узнали ту икону. Кто-то спустил лодки, кто-то бросился к ней вплавь, но святыня отступила к горизонту. Тогда монахи облачились в траур и беспрестанно творили молитву, проливая слезы покаяния. Наконец Божия Матерь явилась преподобному Иоанну, настоятелю Иверской обители, и сказала, что лишь старец Гавриил может взять из моря образ.
Настоятель разослал братию по дебрям и ущельям, чтобы те отыскали скитающегося отшельника: ведь Гавриил ночевал там, где заставали его сумерки. Жизни строгой и нрава простого, он всегда носил власяницу и питался быльем, пил одну воду. Помолившись Пресвятой Богородице, преподобный Гавриил вступил в волны моря и пошел, подобно апостолу Петру, по воде. Трепеща и ужасаясь, старец принял в свои руки чудотворный образ, и благодать держала его над водной бездной.
На берегу монахи уже ликовали, и три дня и три ночи продолжалось молебствие. Затем обретенный образ отнесли на приготовленное почетное место в главном соборе. Но наутро икона оказалась над вратами обители. Снова отнесли ее в храм, и снова вернулась она к вратам. И опять недоумевающая братия узнала от преподобного Гавриила волю Царицы Небесной: «Не хочу быть охраняемою вами, но хочу Сама быть вашей Хранительницей не только в земной, но и в небесной жизни. Я испросила у Бога милость Мою вам, и доколе вы будете видеть Мою икону в этой обители, до тех пор благодать Сына Моего к вам не оскудеет».
Икону оставили над вратами, выстроив для нее часовню, и назвали «Вратарницей», или «Портаитиссой». С тех пор не раз являла Владычица Свою помощь насельникам Ивирона: восполняла запасы пшеницы, вина и елея, исцеляла болящих, избавляла от врагов. Кстати, на Афоне бытует предание, что варвары покушались на Иверскую икону именно здесь. Однажды во время набега один сарацин дерзко ударил «Вратарницу» копьем, и в тот же миг из образа потекла кровь. Разбойник покаялся, принял монашество под именем Дамаскин и достиг святости. В монастыре сохранилось его иконописное изображение.
На Святой горе сложился обычай: каждую неделю посланцы из всех монастырей приходили к воротам Иверской обители, чтобы узнать, стоит ли икона на прежнем месте, кланялись ей как игумении Афона и возвращались с радостной вестью, что Божия Матерь не покинула их.
…Шли столетия, и в XVI веке грузинские мастера, соотечественники насельников Ивирона, сделали для афонской святыни чеканный серебряный оклад. А в XVII веке об Иверской иконе узнали на Руси, и монах-иконописец Иамвлих Романов выполнил ее список, который «не рознится ничем от первой иконы: ни длиною, ни шириною, ни ликом». В октябре 1648 года икону встречали в Москве царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и православный люд. Сейчас эта копия хранится в Государственном Историческом музее.
Другая же копия пребывает на главных воротах российской столицы, выходящих на Тверскую улицу, — здесь находится Иверская часовня. И как в давние времена все, кто въезжал в Москву, первым делом отправлялись поклониться Матушке-Заступнице, так и ныне верующие спешат к Воскресенским воротам почтить Благую Вратарницу, и получают по вере своей от Той, что двери райские верным отверзает.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.