Текст Надежды Муравьевой. Фото Глеба Пушменкова
20 октября в главном корпусе Нижегородского государственного педагогического университета (НГПУ) имени Кузьмы Минина прошел круглый стол «Духовно-нравственное воспитание: проблемы и перспективы».
Организаторами мероприятия выступили НГПУ, Нижегородская духовная семинария (НДС), отдел образования и катехизации Нижегородской епархии, городской ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию на базе средней общеобразовательной школы №187.
Участниками круглого стола стали митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, президент НГПУ Лев Шапошников, исполняющая обязанности первого проректора НГПУ Эльвира Самерханова, первый проректор НДС иерей Виктор Плаксин, руководитель епархиального отдела образования и катехизации протоиерей Евгений Худин, представители православных гимназий и ресурсных центров по духовно-нравственному воспитанию Нижнего Новгорода и области, студенты и магистранты педагогического университета.
Круглый стол был организован в комбинированном формате (участие очное и онлайн).
В начале встречи собравшихся поприветствовала Эльвира Самерханова, которая отметила важность темы, обсуждаемой на круглом столе.
Затем к присутствующим обратился Лев Шапошников. Он сказал, что вопросы духовно-нравственного воспитания нужно решать, обозначив вначале понятие духовности. В словарях есть разные варианты трактовок, православие же определяет духовность как присутствие духа Божия в человеке. С одной стороны — это данность, с другой – чтобы в полной мере раскрыть в себе это качество, нужны колоссальные усилия. Президент НГПУ обратил внимание собравшихся на то, что даже современные светские ученые, рассуждая о гуманизме, признаются – воспитать его в человеке без сохранения веры невозможно.
Далее с докладами выступили кандидат педагогических наук, доцент Мининского университета Сергей Аксенов («Педагогика о духовно-нравственном воспитании»), кандидат педагогических наук, доцент, директор нижегородской школы №187 Валерий Малинин («Оценка эффективности духовно-нравственного воспитания»), доктор философских наук, доцент НГПУ Игорь Сулима («Философские и религиоведческие аспекты в подходах к духовно-нравственному воспитанию»).
Директор арзамасской православной гимназии имени святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Юлия Залялиева рассказала о духовно-нравственном и патриотическом воспитании учащихся через организацию исследовательской краеведческой деятельности, в частности, об опыте организации детской краеведческой конференции «Православные следопыты».
Директор нижегородской православной гимназии во имя святого благоверного князя Александра Невского Людмила Иванова выступила с докладом «Педагогика добродетелей».
Директор саровской православной гимназии имени преподобного Серафима Саровского Наталья Суздальцева рассказала о духовно-просветительском потенциале проекта Фонда Президентских грантов «Настоятели: создание многосерийного мультфильма об истории Свято-Успенского мужского монастыря «Саровская пустынь»».
Глава Нижегородской митрополии в своем выступлении отметил, что в деле духовно-нравственного воспитания важную роль играет не только школа, а в первую очередь – семья, поэтому в своей деятельности учебные заведения должны вести серьезную работу с родительским сообществом.
«Говоря о духовно-нравственном воспитании, очень важно понимать, кого мы хотим вырастить, — эгоистов, которые молятся золотому тельцу и мечтают уехать за границу, или добрых, бескорыстных и мужественных людей, которые будут служить своей Родине. К слову, патриотическое воспитание в нашей стране в последние годы поднялось на новый уровень. Я помню, как в 90-х годах слово «патриот» носило негативный оттенок. В СМИ даже прозвучали призывы отменить празднование Дня Победы, резко упал авторитет армии. Сейчас ситуация иная. Парады Победы проводятся с еще большим размахом, появилась «Юнармия»… А в плане духовно-нравственного воспитания что мы наблюдаем? Велико ли количество вузов, где изучают теологию? И далеко не все родители – русские, выросшие в России, выбирают для своих детей для изучения «Основы православной культуры. В целом, я уверен, что современному образованию нужно ввести в содержание программ по духовно-нравственному воспитанию понятие добродетели и греха, как нарушения закона, данного Богом. Православие должно быть опорой для наших педагогов, поскольку оно — основа жизни и русской государственности», — подчеркнул правящий архиерей.
В завершение встречи Лев Шапошников и Эльвира Самерханова преподнесли митрополиту Георгию новое издание НГПУ — двухтомник «Философия учительства», выпущенный к 110-летию вуза, которое отмечается в этом году.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.