Текст Марины Дружковой. Фото Глеба Пушменкова
2 июня, в двунадесятый праздник Вознесения Господня, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию в Вознесенском Печерском мужском монастыре Нижнего Новгорода. Богослужение состоялось в Вознесенском соборе обители.
Правящему архиерею сослужили викарий Нижегородской епархии епископ Сормовский Иннокентий, настоятель монастыря архимандрит Тихон (Затёкин), руководитель административного секретариата Нижегородской епархии иерей Александр Тенькаев, братия в священном сане и другие клирики Нижегородской епархии.
Вместе с многочисленными прихожанами на богослужении молились представители нижегородского отделения Императорского православного палестинского общества (ИППО) и члены нижегородского Свято-Георгиевского общества хоругвеносцев.
По окончании литургии в нижегородском Печерском монастыре верующие прошли крестным ходом по территории обители. Во время крестного хода митрополит Георгий освятил бюст действительному члену Императорского православного палестинского общества, профессору, известному историку, писателю, краеведу архиепископу Нижегородскому и Арзамасскому Макарию (Миролюбову), установленный у северного входа в Вознесенский собор обители.
Затем в храме архимандрит Тихон выразил главе Нижегородской митрополии благодарность за богослужение, совершенное в престольный праздник монастыря, архипастырскую заботу об обители и преподнес статуэтку – бюст императора Петра Федоровича (Романова). На территории монастыря открыта аллея императоров Дома Романовых.
Митрополит Георгий поблагодарил настоятеля и братию обители за совместное богослужение, поздравил всех присутствующих с праздником Вознесения Господня – престольным днем древней Печерской обители. В своем святительском слове правящий архиерей сказал о духовном значении этого евангельского события для каждого человека, более привязанного к земному, чем к небесному.
«Даже когда Господь пришел на гору Елеон, сказал Своим ученикам: «Отхожу к Отцу Моему», они, хоть и чувствовали сердцем, что должно произойти какое-то необычное событие, спросили: «Господи, а когда же будет царство устроено в Иерусалиме?» Апостолы все равно ждали земного царства, это говорит о том, что жизнь земная притягивает людей, нам бывает очень тяжело оторваться от своих попечений и вознестись умом и сердцем к Богу. Но Господь сказал: «Царство мое не от мира сего» (Ин 18:36). Наши мысли, слова, труды и заботы земной жизни не должны от нас закрывать небесное, умерщвлять в нас духовное. Святые обители, как Вознесенский Печерский мужской монастырь, являются местом трезвения нашей души, поскольку здесь в веках совершается сугубая монашеская молитва, духовное делание. Пусть и в наши дни обитель является для многих путеводной звездой навстречу Господу. Я желаю отцу архимандриту и братии обители помощи Божией, сил духовных и телесных, с усердием нести свое служение инока, который призван совершать свои земные труды в посте, молитве и бдении», – сказал нижегородский архипастырь.
Митрополит Георгий поздравил всех присутствующих с 350-летием Нижегородской епархии, вручил юбилейные медали и памятные знаки архимандриту Тихону и братии монастыря. Также все получили в дар иконы Собора Нижегородских святых и памятные Евангелия с благословением правящего архиерея.
«В этом году в Нижегородской епархии отмечается 350-летие со дня ее основания. По благословению святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла учреждена специальная медаль и памятные знаки в честь юбилея, которые в течение года будут вручаться монашествующим, духовенству, мирянам, воспитанникам православных гимназий», – отметил митрополит Георгий.
Справка:
Вознесение Господне отмечается Православной Церковью на 40-й день после Светлого Христова Воскресения, в четверг шестой недели по Пасхе и относится к двунадесятым праздникам. Православная Церковь вспоминает в этот день евангельские события, связанные с последним моментом пребывания Христа на земле после Его Светлого Воскресения.
Вознесение совершилось в Иерусалиме, куда апостолы пришли из Галилеи, по прошествии сорока дней, в течение которых Господь неоднократно являлся им, уча о Царствии Божием. Господь повелел апостолам оставаться в городе, пока они не облекутся силою свыше, обещая им ниспослание Духа Святого для содействия делу их всемирной проповеди. Дух Святой должен был дать им необходимую силу для совершения этого великого дела. Затем Господь вывел учеников Своих из Иерусалима на гору Елеонскую, благословил их и, благословляя, вознесся на небо. Ученики возвратились в Иерусалим с великой радостью в ожидании исполнения обетования о ниспослании Святого Духа.
В IV–V веках праздник Вознесения Господня был уже всеобщим в христианской Церкви. С течением времени была составлена особая служба на этот праздник. Она состоит из канонов, автором которых стал церковный песнопевец преподобный Иоанн Дамаскин.
На Руси Вознесение считалось последним днем весны, началом лета. «Дошла весна-красна до Вознесеньева дня, послушала последний раз, как «Христос воскрес!» поют, – тут ей и конец пришел», – говорили раньше в народе. После Вознесения начинались страдные полевые работы.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.