Текст Анна Куцык и Лии Коршуновой. Фото Анны Куцык
25 июня в Сарове состоялась экскурсия для участников проекта «Гостиная с припеком» в просфорню храма в честь Всех Святых. В проекте участвуют подростки и молодежь с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Руководитель проекта Анна Куцык рассказала ребятам о том, что такое просфора, и как она используется в православном богослужении. Просфорница Татьяна Блохина показала технику и приспособления, с помощью которых происходит приготовление теста, формирование просфор и их выпечка. Здесь все делается с молитвой. С нее просфорница начинает приготовление просфор и ею же заканчивает.
Ребята увидели, как в специальных машинах вымешивается тесто, как оно затем многократно протягивается, становится гладким и плотным. Затем из пластин теста специальными формами вручную вырезаются кружки — основания просфор, их выкладывают на противень. Каждый попробовал вырезать просфоры самостоятельно. После того, как основами просфор заполнились два противня, приступили к вырезанию и печатанию крышечек — верхнего слоя просфор. Ребята смачивали тесто из пульверизатора, чтобы обе части просфор хорошо соединились. Затем уже готовые двухслойные просфоры надо проколоть до основания шильцем, после укрыть тканью и поставить в расстоечный шкаф. Там, в тепле, они поднимаются, готовятся к выпечке.
Просфорница Татьяна рассчитала процесс, чтобы ее гости смогли и сами поучаствовать в приготовлении, и увидеть расстойку и выпечку, а также попробовать готовые свежеиспеченые просфоры. Это допускается, пока просфоры не использовались при богослужении, и из них не были вынуты частицы. Родители, сопровождавшие ребят, тоже с большим интересом наблюдали приготовление просфор. Они решили подать поминальные записочки за всех своих родных. Им было приятно осознавать, что поминать их будут, используя просфоры, в приготовлении которых их дети приняли такое активное участие.
Справка:
Просфора — это святой хлеб, на котором совершается Божественная литургия.
Из просфоры во время проскомидии приготовляется Агнец — вынимается частица в форме куба. А проскомидия (греч. «принесение») – это первая часть литургии, во время которой священник на жертвеннике готовит хлеб и вино для совершения Таинства Евхаристии.
Форма и состав просфоры символичны. Она состоит из двух частей, которые изготавливаются из теста отдельно одна от другой и затем соединяются вместе. На верхней части ставится печать, изображающая четырехконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста IC и XC (Иисус Христос), под перекладиной — NIKA (греч. «победа»). Эта печать обозначает видимым образом невидимую печать образа Божия в человеке.
Нижняя часть просфоры соответствует земному (плотскому) составу человека, а верхняя часть с печатью — духовному началу в нем. Святая (крещенская) вода в составе просфоры знаменует благодать Божию, а дрожжи — силу Духа Святого, дающего жизнь всякому созданию.
Просфора делается круглой в знак вечности Христа и человечества во Христе, в знак того, что человек сотворен для вечной жизни.
В церковном уставе говорится о том, что хлеб, приносимый для таинства, должен быть «от чистыя пшеничныя муки, водою пресною, естественною смешанный и добре испеченный, квасный, непересоленный, свежий и чистый».
Просфора, являясь символом обоженной твари, может приобретать разные значения в зависимости от хода богослужения, знаменуя собою и отдельного человека, и все человечество в целом.
Когда из первой служебной просфоры вырезается четверочастный Агнец, то это одновременно символизирует и Рождество Иисуса Христа из пречистого чрева Девы Марии, и отделение безгрешного и очищенного Божественным естеством человеческого естества Иисуса Христа от среды грешного человечества, от среды мира сего, от земной жизни. Это отделение было произведено посредством злобы самих людей, преследовавшей Христа от рождения и приведшей Его к крестной смерти. В связи с этим Агнец из просфоры вырезается копием. А всего во время богослужения используются пять служебных просфор: агничная, богородичная, в честь всех святых, за живых и об упокоении усопших рабов Божиих.
Мудрость устройства просфоры позволяет ей быть и символом Церкви, и восстанавливаемой в ней через причастие Христу Богозданной человеческой природы.
Просфоры являются знамением обоженной твари, знамением Церкви как вечного Царства Божия. К нему стремится человек, приносящий просфору, и желает этого тем, за кого вынуты из нее частицы.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.